Этапы добровольной ликвидации общества

4 апреля 2020

Добровольная ликвидация ООО – это ликвидация по решению участников Общества.

Рассмотрим процедуру добровольной ликвидации ООО.

Первый этап добровольной ликвидации ООО – принятие решения о ликвидации.

Решение о добровольной ликвидации принимается общим собранием участников Общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

На этом же общем собрании участников решается вопрос об избрании ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение  об избрании ликвидационной комиссии или ликвидатора принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

В законе нет указаний, кто именно должен быть членом ликвидационной комиссии или ликвидатором.  Это могут быть участники Общества, генеральный директор, кто-то из сотрудников или привлеченные лица со стороны. В случае необходимости для наших клиентов мы предоставляем услугу ликвидаторов в лице наших юристов или адвокатов.  

Исключения составляют общества, участником которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В этих случаях в состав ликвидационной комиссии обязательно включается представитель соответствующего органа (п. 4 ст. 57 Закона об ООО).

Решение о добровольной ликвидации и об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора) оформляется протоколом общего собрания участников (решением единственного участника) общества.

После принятия решения о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии документы и печать общества передаются генеральным директором (директором) председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору).

Также, после принятия решения о ликвидации необходимо уведомить трудовой коллектив об увольнении в связи с ликвидацией, и в дальнейшем произвести процедуру увольнения в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Второй  этап добровольной ликвидации ООО – уведомление налогового органа о принятом решении о добровольной ликвидации и об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Общество обязано в течение трех дней после принятия решения о ликвидации уведомить об этом налоговый орган. Для этого заполняется форма 15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица». Заявителем в данном случае является председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Подпись заявителя подлежит удостоверению у нотариуса. Подать  Уведомление о ликвидации юридического лица заявитель может лично, через представителя с нотариальной доверенностью, почтой или через нотариуса. К Уведомлению о ликвидации юридического лица прилагается решение о ликвидации. Оплата госпошлины при подаче  Уведомление о ликвидации юридического лица не производится.

После регистрации данного этапа в регистрирующем органе (в Москве МИФНС № 46), территориальная инспекция по месту учета юридического лица, получив сведения о начале ликвидации налогоплательщика, на основании п. 11 статьи 89 Налогового кодекса рассматривает вопрос о целесообразности проведения выездной налоговой проверки. Как известно, это является основным риском для налогоплательщика при выборе данного способа ликвидации.

Третий  этап добровольной ликвидации ООО – публикация в журнале «Вестник государственной регистрации»  о ликвидации общества. Правила подачи и публикации объявления представлены на сайте журнала: http://www.vestnik-gosreg.ru.

Публикация сведений о принятом решении о ликвидации общества возможна только после подачи Уведомления о ликвидации юридического лица в регистрирующий орган.

При опубликовании сообщения о ликвидации общества срок для предъявления требований кредиторов не может быть установлен менее чем два месяца.

Кроме того, закон возлагает на ликвидационную комиссию (ликвидатора) самостоятельно выявить кредиторов, получить дебиторскую задолженность, а также письменно уведомить каждого из кредиторов о ликвидации общества.

Четвертый этап добровольной ликвидации ООО – составление промежуточного ликвидационного баланса.

По истечении срока для предъявления требований кредиторов обществу необходимо сдать промежуточный ликвидационный баланс.

Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса необходимо произвести сверку расчетов с территориальной налоговой инспекцией. Налоговый орган также может инициировать выездную налоговую проверку.

Кроме того, необходимо произвести инвентаризацию активов и обязательств общества.

Законом не предусмотрена специальная форма промежуточного ликвидационного баланса. В п. 2 ст. 63 ГК РФ указано лишь, что промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения «о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией».

Таким образом, если какие-либо требования кредиторов не были заявлены в установленный срок, то такие требования не отражаются в промежуточном ликвидационном балансе.

Промежуточный ликвидационный баланс обязательно утверждается общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества для утверждения промежуточного ликвидационного баланса созывает ликвидационная комиссия (ликвидатор) общества.

После утверждения общим собранием участников общества промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий налоговый орган подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (форма 15001) с приложением протокола общего собрания об утверждении  промежуточного ликвидационного баланса. Сам промежуточный ликвидационный баланс сдается в территориальную налоговую инспекцию.

НАДО ПОМНИТЬ, что регистрирующий налоговый орган не примет уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса:

а) ранее срока установленного для предъявления требований кредиторами;

б) ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

в) ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

Поэтому, если у Вас вышеуказанные обстоятельства, необходимо повременить с составлением промежуточного ликвидационного баланса.

 Если после составления промежуточного ликвидационного баланса видно, что имущества ликвидируемого общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве общества (ст. 63 ГК РФ). Соответственно, процедура добровольной ликвидации общества прекращается.

На пятом этапе добровольной ликвидации ООО необходимо, во-первых,  подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений о застрахованных лицах, а во-вторых, рассчитаться с кредиторами общества.

Какие именно сведения подаются при ликвидации в Пенсионный фонд РФ, определено подп. 1-8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1966г. и ч.4 ст. 9  федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» № 56-ФЗ от 30.04.2008г.  Сведения должны быть поданы в территориальный орган Пенсионного фонда РФ до подачи ликвидационного баланса в регистрирующий налоговый орган.

Расчет с кредиторами общества производится согласно очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Кредиторам следующей очереди выплачиваются долги только после полного погашения долгов кредиторам предыдущей очереди. При этом текущие расходы оплачиваются в первую очередь.

Как было сказано ранее, долги, не заявленные кредиторами в срок, установленный для предъявления требований кредиторов, не учитываются при производстве расчетов с кредиторами и, соответственно, не выплачиваются.

Кроме того, не выплачиваются и, в силу п. 5.1 ст. 64 ГК РФ, считаются погашенными:

1) «требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд»;

2) «требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано».

 Шестой этап добровольной ликвидации общества – составление и подача ликвидационного баланса.

Имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, подлежит распределению между участниками общества согласно ст. 58 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Далее, перед составлением окончательного ликвидационного баланса необходимо произвести инвентаризацию активов и обязательств общества, чтобы убедиться в отсутствии обязательств у общества, а также в полном распределении оставшегося после расчетов с кредиторами имущества.

Как и в случае с промежуточным ликвидационным балансом, законодатель не предусмотрел специальной формы для ликвидационного баланса. Но ликвидационный баланс должен соответствовать требованиям, установленным законодательством в отношении бухгалтерской отчетности.

После составления ликвидационного баланса созывается общее собрание участников. Ликвидационный баланс подлежит утверждению общим собранием участников.

После утверждения общим собранием участников общества ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна подготовить и подать в регистрационный налоговый орган пакет документов, а именно:

 1.        заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). Подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией должна быть нотариально удостоверена. Заявителем при ликвидации юридического лица является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

2.        ликвидационный баланс, утвержденный общим собранием участников общества;

3.        копия протокола общего собрания участников общества, которым утвержден ликвидационный баланс. Предоставление данного документа в налоговый орган не предусмотрено законом, но представить его желательно.

4.        квитанция об уплате госпошлины в размере 800 рублей. Квитанцию об уплате госпошлины можно сформировать на сайте https://www.nalog.ru с помощью сервиса «Уплата госпошлины».

5.        документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. Данный документ не обязателен, так как при его отсутствии налоговый орган самостоятельно запрашивает информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.

 Получив вышеуказанный пакет документов, налоговый орган в течение пяти рабочих дней производит государственную регистрацию ликвидации юридического лица. Общество считается прекратившим свою деятельность с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.

 До внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица необходимо совершить еще ряд действий.

Во-первых, подготовить и передать в архив документы по перечню, установленному ст. 10 закона РФ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ.

Во-вторых, закрыть расчетные счета в банках.

В-третьих, уничтожить печати общества.

Как мы видим, процедура добровольной ликвидации общества весьма трудоемкий процесс, требующий профессиональных знаний.

Главные лица компании:

Сачковский Александр Анатольевич
Основатель компании, Генеральный директор ФПК “Бизнес и Право”
Сачковская Елена Александровна
Адвокат.
Стаж юридической практики с 1989г.
Фоменко Ирина Викторовна
Адвокат
Стаж юридической практики с 1999г.
Гуменский Андрей Вячеславович
Адвокат
Стаж юридической практики с 2004г.
Тарасов Анатолий Алексеевич
Ведущий юрист
Юридическая практика с 1989 года.
Березовская Вероника Юрьевна
Адвокат
Арбитражный управляющий
Сачковский Александр Анатольевич
Основатель компании, Генеральный директор ФПК “Бизнес и Право”
Специализация

Налоговые споры

Ликвидация компаний

Записаться
Сачковская Елена Александровна
Адвокат.
Стаж юридической практики с 1989г.
Специализация

Семейные дела

Наследство

Записаться
Фоменко Ирина Викторовна
Адвокат
Стаж юридической практики с 1999г.
Специализация

Юридическое сопровождение деятельности

Арбитраж

Записаться
Гуменский Андрей Вячеславович
Адвокат
Стаж юридической практики с 2004г.
Специализация

Уголовная практика

Арбитражная практика

Записаться
Тарасов Анатолий Алексеевич
Ведущий юрист
Юридическая практика с 1989 года.
Специализация

Арбитраж

Корпоративное право

Наследство

Записаться
Березовская Вероника Юрьевна
Адвокат
Арбитражный управляющий
Специализация

Арбитраж

Банкротство

Записаться
Сачковский Александр Анатольевич
Основатель компании, Генеральный директор ФПК “Бизнес и Право”
Сачковская Елена Александровна
Адвокат.
Стаж юридической практики с 1989г.
Фоменко Ирина Викторовна
Адвокат
Стаж юридической практики с 1999г.
Гуменский Андрей Вячеславович
Адвокат
Стаж юридической практики с 2004г.
Тарасов Анатолий Алексеевич
Ведущий юрист
Юридическая практика с 1989 года.
Березовская Вероника Юрьевна
Адвокат
Арбитражный управляющий

Развернем законодательство лицом к клиенту Экспертный подход к юридическим вопросам

Мы работаем там, где остальные отступают.

У нас высокий уровень экспертности, находим выход из любой спорной ситуации на максимально выгодных словиях

Консультация эксперта
Сайт носит информационный характер и не является публичной офертой 2009 - 2024. © ФПК Бизнес и Право. Разработано в B2B